ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника У школьного порога, или как готовиться к школе, если Ваш ребенок левша.


У школьного порога, или как готовиться к школе, если Ваш ребенок левша.

Данная статья написана для родителей и посвящена «проблеме» детей-левшей, которые в ближайшее время готовятся открыть для себя двери школы,  переступить ещё одну, может самую важную, ступень своего развития.

Статья построена таким образом, чтобы познакомить родителей со сложным и трудно понимаемым явлением – леворукостью, и с  миром «Зазеркалья».






 «Скажи мне, - подавая девочке апельсин, спрашивает взрослый,- в какой руке ты его держишь?

-   В правой, - отвечает ребенок.

-   А теперь, - сказал взрослый, - подойди к зеркалу и скажи мне, в какой руке держит апельсин ребенок в зеркале.

Она с удивлением  отвечает:

-          В левой.

-          Совершенно верно, - подтвердил взрослый. – Как ты это объяснишь?

Девочка не могла этого объяснить, но видя, что от нее ждут объяснений, решилась:

- Если бы я стояла  по ту сторону зеркала, я бы, должно быть,  держала апельсин в правой руке?» 

Так более ста лет назад необычность данной ситуации подтолкнула Льюиса Кэрролла на мысль о «Зазеркалье» и к созданию для своего ребенка удивительной и необычной сказке, главные герои которой – сам ребенок и его ближайшее окружение: игрушки и любимый кот. Хорошо известно, что сам Л. Кэрролл был левшей, а вот о героине сказки история умалчивает. Учитывая же то обстоятельство, что по мнению науки  «леворукость» передается и по наследству, можно сделать предположение о том, что Алиса была ребенком – левшей. Таким образом, скорее всего Л. Кэрролл написал сказку для того, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться к окружающему миру.

- Так зачем же нужна ребенку – левше эта адаптация? – спросите Вы.

А задумывались ли Вы над тем, для кого и как приспособлен окружающий нас мир? Осмотритесь повнимательнее  к повседневным вещам, которые Вас окружают. Ну что, Вы обнаружили? Неправда ли, что большинство вещей, сделаны как бы под правую руку, или другими словами – для правшей. Да и сложившееся культурные традиции организуют всю  производственно – бытовую сферу в расчете на доминирование правой руки. Весь наш быт приспособлен для праворуких: ручки приборов в автомобилях и самолетах, телефоны – автоматы и наручные часы, да и обычные ножницы, и те невозможно использовать левой рукой. Многие инструменты для ручного труда созданы только для доминирующей правой руки. Учитывая подобные сложности для левшей, некоторые западные компании наладили для них выпуск различных товаров. В некоторых странах уже давным-давно существуют даже общества защиты леворуких людей.

Так что же делать, если Вы заметили, что Ваш ребенок больше пользуется левой рукой? Можем Вас успокоить, что само по себе для здоровья ребенка данный факт не имеет никакого серьезного значения. Лучше всего не предпринимайте никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать своему ребенку, что Вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если Вы, учитывая эти особенности, найдете правильные методы воспитания, то можно с уверенностью предположить, что все Ваши  проблемы  будут в дальнейшем решены. Но для этого прежде всего необходимо запастись терпением… 

 Но вернемся в начало статьи. Если Вы обратили внимание на эпиграф и рассуждениях о причинах написания Л. Кэрроллом  сказки о  «Зазеркалье», то это было сделано не случайно.

И так начнем. 

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО 

По данным исследований, частота зеркального письма у леворуких детей  составляет 85%. Это обычно принято объяснять характерной  для левшей доминантностью правового полушария головного мозга. Однако следует заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, которое является обычным этапом овладения письмом.

Дети часто начинают писать левой рукой зеркально:






На  приведенном выше примере ребенок при написание пользовался левой рукой. Надпись выполнена справа налево с зеркальным изображением  букв.

Ниже приведен пример письма ребенка, который также пользуется левой рукой. Однако направление письма обычное - слева направо. Встречаются отдельные элементы зеркального написания цифр.


Элементы зеркального письма отмечаются у детей с неустойчивым правшеством: после овладения обычным письмом зеркальное письмо у них может проявиться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти лет

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
 

Зеркальное рисование наблюдается у детей достаточно часто. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее. Подобное рисование характерно для большинства детей в раннем детстве и, как и при зеркальном письме, является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов ориентирования в пространстве. Одной из отличительных особенностей этих детей оказывается рисование с противоположным направлением заполнением листа.

На приведенном выше примере переученному ребенку левше было предложено срисовать и закрасить узор. Хорошо видно, что ребенок начал рисование и закрашивание  узора справа налево.

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ 

 Рассматривая проблему феномена зеркальных движений, нельзя не затронуть вопрос о нарушениях чтения у левшей. В научной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия». Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Это нарушение не является результатом умственной oтсталости или физической травмы. Дети, страдающие дислексией, имеют нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно - пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут, например, отличить ЛУГ от ГУЛ. Другие не способны уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Они могут узнать и правильно прочесть слово СОКОЛ, но придут в замешательство при слове КОЛОС. Такие дети теряются, если их просят произнести незнакомое слово.

Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти затруднения с нестабильной глазодоминантностью. У большинства людей один глаз является доминирующим. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Нестабильная глазодоминантность сама по себе может быть следствием нестаби­льного церебрального контроля, то есть такого, состояния, когда ни одно из полушарий головного мозга не осуществляет доминирующего контроля за движением глаз.

Некоторые изменения происходят в возрасте около десяти лет, когда меняется соотношение преобладания правового и левого полушарий.

Часто встречаются левши, не имеющие нарушений чтения. Это значит, что левшество само по себе не обуславливает возникновение наруше­ний чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное. Во многих случаях, особенно при переучивании левши на правшу и при смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. Достаточная сформированность про­странственных представлений является необходи­мой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются меха­низмы, компенсирующие подобную дискоординацию, у левшей дислексиков, эти системы компен­сации формируются медленнее и позже.

Нарушение темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто являются следствием пере­ученного левшества и не имеют прямого отноше­ния к нарушениям чтения.

 

ЕЩЕ РАЗ О ПЕРЕУЧИВАНИИ

 

Говоря о различного рода нарушениях, свя­занных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей.

До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. И особенно ста­рательно пытались это делать воспитатели дет­ского сада и учителя в школе. Не препятствовали этому и врачи. Между тем, как мы уже знаем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические каче­ства его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благопо­лучие и здоровье в целом.

В процессе насильственного переучивания от­мечаются серьезные перемены в состоянии ребен­ка: он становится вспыльчивым, капризным раз­дражительным, беспокойно спит, снижается ап­петит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические ре­акции: нервные тики, энурез, заикание. Соглас­но медицинской статистике, каждый третий ре­бенок с заиканием - это переученный левша.

Все эти данные подтверждаются многочислен­ными примерами из практики.

Мама шестилетнего М. по просьбе сына нача­ла учить его писать правой рукой. Ему хотелось писать «как все». Но при выполнении заданий правая рука быстро уставала, начинала дрожать. Ребенок стал раздражительным, плохо спал, час­то капризничал. У мальчика исчезло желание учиться, письмо в тетради сопровождалось слеза­ми. Переучивание пришлось отложить.

Учительница по просьбе родителей стала учить первоклассника П. писать правой рукой (до школы ребенок все делал левой рукой). Учитель­ница заметила, что ребенок стал отставать в вы­полнении письменных работ, проявлял желание писать левой рукой, часто раздражался и плакал, пугался, когда его называли по имени. Видя вред­ное влияние переучивания, учительница прекра­тила его.

При переучивании леворукого ребенка бывают случаи, когда уже в процессе обучения пись­му приходится менять рабочую руку, а значит, учиться писать практически заново.

Дима, ученик второго класса, поступил в шко­лу в шесть с половиной лет. Мальчик был очень беспокойный, раздражительный, плаксивый, пло­хо спал ночью, работоспособность у него была низкая, на уроке постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться. Писал, рисовал, работал ножницами левой рукой. В течение длительного вре­мени родители переучивали его работать правой рукой. С первых месяцев обучения в первом классе проявились большие трудности при овладении навыками письма. В конце первого класса он не усвоил правописание многих букв, отмечалось искажение почерка,  очень медленный темп письма. По другим предметам успеваемость была удовлетворительной. Во вто­ром классе трудности в письме приняли более выраженный характер: появились замены букв, пропуски, искажения смысла слов, фраз.

Рудольф, ученик третьего класса, поступил в школу в семь лет. С первого класса начал писать правой рукой. Появились трудности в письме: не видел строки, буквы выписывал с большим тру­дом, сильно исказился почерк. Во втором классе родители проконсультировались у специалиста. В результате обследования выявлена леворукость, и родители начали переучивать ребенка писать левой рукой. Снова возникли серьезные труднос­ти в письме, и к третьему классу переучивание прекратили. В настоящее время ребенок продол­жает писать правой рукой.

В практике есть примеры, когда переучива­ние приводило ребенка к писчему спазму, то есть налицо было выраженное нарушение функцио­нального состояния нервно-психической сферы (невроз). Такое состояние уже не поддается меди­ко-педагогической коррекции и требует серьезного и длительного лечения.

Леворукие дети, переученные родителями или в детском саду (школе) на письмо правой рукой, став взрослыми, ощущают более тонкую коорди­нацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой, а рисуют или подчеркивают левой рукой.

Клинический опыт свидетельствует о том, что  переученный левша, насильно приспособивший себя к неудобному для него правому типу двига­тельного поведения, сохраняет все отличающие его от правши особенности в сенсорной сфере и целостной нервно-психической деятельности.

 

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

 

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их иг­ровыми действиями. Согласно последним науч­ным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести ме­сяцев и приблизительно до семи - восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребле­ния одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, пол­зая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадца­том месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или ле­вой руки.

 

 

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

 

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непо­средственно письмо - новая и трудная для ребен­ка деятельность - делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, коор­динация движений пальцев, предплечья и плече­вой части пишущей руки. Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плос­кости. Большинство из них путается в различе­нии правой и левой сторон тела, особенно по от­ношению к другим людям. Даже ученики перво­го класса, стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего поднимут левую. Поэтому воспитателю и учителю необхо­димо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка просят повернуться спиной к остальным детям и выполнить необходимые дей­ствия. К семи годам уже 75 % детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смот­рели. К восьми годам с этой задачей справляются 95 % детей. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Уме­ние различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уде­лять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и уп­ражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следую­щие упражнения:

1. Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

2. Поднять то правую руку, то левую, пока­зать предмет левой (правой) рукой, взять пред­мет правой (левой) рукой.

После уточнения речевых обозначений пра­вой и левой руки можно приступить к различе­нию других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. Можно предложить и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз; показать левой рукой правое ухо, левую ногу и так далее.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, на­пример:

1. Определение пространственного расположе­ния предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу справа (слева) от себя».

Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

2. Определение пространственных соотноше­ний между двумя-тремя предметами или изобра­жениями.

Сначала необходимо уточнить расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее воспитатель задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».

В дальнейшем ребенок должен выполнять сле­дующие задания по инструкции взрослого: поло­жить карандаш справа от тетради; положить руч­ку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

Затем берутся три предмета. Ребенку предла­гается следующее задание: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и так далее.

Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподго­товленностью детей к этой деятельности. Поэто­му в подготовительный период очень важно ис­пользовать ряд упражнений, которые бы посте­пенно готовили руку ребенка к письму. Эти уп­ражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Детям дошкольного возраста очень нравятся книжки-раскраски. А ведь это самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму. Раскрашивая полюбившиеся картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильны­ми и координированными. Единственное, что хо­телось бы посоветовать, пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как пос­ледние слишком мягки в рисовании и не требуют приложения даже незначительных усилий.

Можно предложить ребенку копировать по­нравившиеся рисунки (сюжетные картинки, раз­личные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что явля­ется хорошей подготовкой руки ребенка к напи­санию прописных букв.

Нельзя забывать и о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребе­нок укрепляет и развивает мелкие мышцы паль­цев.

Учителя начальной школы с успехом приме­няют и такой интересный способ развития паль­цев руки, как отщипывание. Для этой работы необходим всего лишь лист бумаги, от которого дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Наряду с перечисленными методами можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти дей­ствия совершаются детьми в процессе игры с кук­лой).

Все эти занятия просты, не требуют специ­альной подготовки и организации, но являются чрезвычайно эффективными в подготовке руки ре­бенка к письму.

Оригинальный метод этой работы использует учитель Е. Н. Потапова. Она предлагает одновре­менно с развитием моторных, мускульных воз­можностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом той или иной буквы, создавая в памяти малыша ее модель. Для этого необходимо из са­мой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок об­водит контуры букв, запоминает их образы и эле­менты. Работа по восприятию формы буквы че­рез тактильные (осязательные) и кинестезические (двигательные) ощущения была впервые пред­ложена М. Монтессори и получила распространение уже в двадцатые годы.

В настоящее время имеются и другие виды работы, которые могут использовать воспитате­ли детского сада. Рекомендуется наклеить в аль­бом буквы из бархатной бумаги (красного цвета - гласные, синего - согласные). Кроме наклеен­ных букв, в специальных кармашках находятся их элементы, сделанные из плотной бумаги. Этот дидактический материал имеется у каждого ре­бенка.

Воспитатель показывает, как пишется эле­мент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в кармашках альбома, ста­вят его на свое наборное полотно. После этого воспитатель дает задание рассмотреть поочереднo каждую страницу альбома и найти в буквах тот элемент. Дети обводят каждую букву пальцем, накладывают элемент на такой же элемент в букве и пишут его под этой буквой:

 

С детьми подготовительных к школе групп можно проводить еще и такие занятия. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

Например:

1. Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.      

2. Положить кружок, справа от него — крес­тик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него — крес­тик, выше крестика поставить точку.

3. Определение правой и левой стороны пред­мета. Взять книгу обеими руками, а затем пока­зать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую стороны предмета, который ле­жит на столе. Задание выполняется по следую­щей инструкции: «Покажи правую, левую сторо­ну книги, тетради; правый, левый край стола, шкафа. Назови, какой это край стола — левый или правый».

4. Определение пространственных соотношений элементов различных графических изобра­жений и букв. Предлагаются следующие задания:

а) найти букву в ряду сходных:

ЛА                      ЛМ           ФД                  ЛД                 ВР               ВЗ

ЬЫ                                   ГТ                            ВБ                           ГБ                     ГЕ                   КЖ

ЖХ                                   УХ                         ГП         ИН                   ПН           ИП

ИЦ                                   ШЩ                         ЦЩ                        ОЮ                   СО                     ОР

б) срисовать фигуру или букву после кратко­временного показа образца;

в) сложить из палочек (спичек) фигуры (сна­чала по образцу, затем по памяти):

 

 

 

г) сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: В, Ы, П, Г, Ш. Даются следующие элементы печатных букв:

 

 

д) найти заданную фигуру среди двух изобра­жений, одно из которых соответствует предъяв­ляемому:

 

е) показать правильно изображенную букву среди пар букв:

 

ж) дополнить недостающий элемент фигуры при наличии образца;

з) добавить недостающий элемент фигуры по представлению;

и) дополнить недостающий элемент в букве, например:

 

И в заключение разговора о подготовке детей к школе хотелось бы предостеречь родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с полови­ной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по но­там, обучению на дисплее, игре со сложными элек­тронными устройствами. Может произойти ран­няя и неправомерная стимуляция развития лево­го полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышле­ние. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не остав­ляют места для живой и спонтанной детской игры. Детская непосредственность, интерес к живой природе подменяется абстрактным, отвлеченным.

 

Литература
  1. Макарьев И. Если Ваш ребенок- левша. Спб.: Лань, 1995.
  2. Корнев А.И. Нарушения чтения письма у детей (Диагностика, коррекция, предупреждение).Спб.: МиМ,1997.
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985
 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама