ДОШКОЛЁНОК - развитие ребенка, подготовка к школе в Киеве

Главная Психология дошкольника Определение импульсивности дошкольника


Определение импульсивности дошкольника

Что такое импульсивность? Это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению. Импульсивный человек никогда не обдумывает свои поступки, не сдерживает эмоций, не контролирует поведение с учетом интересов окружающих.




В отличие от взрослых все дошкольники импульсивны, но степень импульсивности разная. Импульсивность как индивидуальная особенность зависит от врожденных свойств нервной системы и фиксируется с начала второго года жизни ребенка.

ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ:
- Неумение ждать, нетерпеливость;
- Легко возникающие и быстро проходящие обиды;
- Вспыльчивость, несдержанность, раздражительность;
- Легкая переключаемость внимания, отвлекаемость;
- Беззаботность, легкомыслие, безответственность;
- Нелюбовь к однообразной, скрупулезной работе;
- Жажда новых впечатлений, перемен.

Если вы, анализируя поведение ребенка в реальных жизненных ситуациях, считаете, что у него есть все семь признаков импульсивности, желательно привлечь к оценке его индивидуальных особенностей других, хорошо знающих данного дошкольника взрослых.

Каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной импульсивности, наличие 6-7 признаков говорит о высокой импульсивности; 3-5 — о средней, 1-2 — об отсутствии импульсивности.

По схеме, предложенной для исследования тревожности, подготовьте бланки для небольшой анкеты, которая поможет более определенно говорить об уровне импульсивности у того или иного дошкольника.

1.  Всегда находит быстрый ответ, когда о чем-то спрашивают, возможно, и неверный, но очень быстро.
2.  У него часто меняется настроение.
3.  Многое вещи его раздражают, выводят из себя.
4.  Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5.  Обидчив, но незлопамятен.
6.  Часто чувствуется, что ему все надоело.
7.  Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8.  Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9.  Нередко отвлекается на занятиях.
10.  Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
11.  Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12.  Может нагрубить родителям, воспитателю.
13.  Временами кажется, что он переполнен энергией.
14.  Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15.  Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16.  В играх не подчиняется общим правилам.
17.  Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18.  Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19.  Любит организовывать и предводительствовать.
20.  Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Несовпадение баллов, полученных в результате заполнения анкеты разными взрослыми, является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.

Встречаются ли дети совершенно неимпульсивные, умеющие ждать, сдержанные, сосредоточенные, не ищущие новых впечатлений? Вы скажете: "Это какие-то маленькие старички". Действительно, импульсивность свойственна дошкольному детству и связана с недостаточной зрелостью нервной системы, однако ее выраженность может быть очень разной. Одни дети чрезмерно импульсивны в новой обстановке от избытка раздражителей, другие склонны к "срывам" при выполнении монотонной, однообразной работы, от недостатка раздражителей, третьи становятся особенно несдержанными и нетерпеливыми, когда заболевают.

Понаблюдайте за своими воспитанниками, особенно за группой детей с высоким уровнем импульсивности. Попробуйте определить условия, которые оказываются наиболее неблагоприятными для каждого ребенка. Сравните импульсивность детей и их близких. Это поможет вам найти индивидальные формы работы с конкретным ребенком.

Общие рекомендации: общаясь с импульсивным дошкольником, поощряйте его во всех случаях, когда он пытался сдержаться, отвлечься от соблазна, когда делал пусть робкие попытки подождать, потерпеть, когда выражал желание остановить себя, предупредить срыв. Не торопитесь возражать, что такого не бывает. В полной мере — да, но ростки саморегуляции время от времени появляются. Их надо замечать и закреплять.

Почаще обращайтесь к играм, в которых ребенку легче взять себя в руки. Обучайте игровым приемам отвлечения от соблазнов.

Удачной формой работы с импульсивным дошкольником являются групповые задания, успешность выполнения которых зависит от умения ребенка взять на себя ответственность, довести задуманное до конца, переступить через мелкие обиды и недоразумения ради скорейшего достижения общей цели. Так, желательно создавать команды из 3-4 детей, получающие одинаковое задание и соревнующиеся в успешности его выполнения. Импульсивному ребенку можно поручать роль командира или его помощника.

Хороший прием — игры по знакомым сюжетам. В драматизациях, главными героями которых являются популярные мультипликационные персонажи Чип и Дейл, дошкольники охотно осваивают способы саморегуляции, типичные для этих импульсивных зверьков, в частности, переключение с собственных проблем на нужды других.

 

 

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Реклама